В толковых словарях русского языка слово «музыка» обозначает «искусство,отражающее действительность в звуковых художественных образах. Говоря иначе, музыка – это не просто набор согласованных звуков, а кладовая впечатлений и эмоций. Слышать, понимать гармонию этих музыкальных образов может только духовно-богатый человек, поэтому, чем раньше мы начнем знакомить ребенка с ценностями мировой музыкальной культуры, тем легче ему будет в будущем ориентироваться в океане звуков и мелодий.
Во все времена музыкальному воспитанию детей уделялось огромное внимание. Обратимся лишь к одной дате: в 1953 году при ЮНЕСКО была создана организация по музыкальному воспитанию детей, юношества и молодежи. И до сих пор музыкальное образование и воспитание ребенка является приоритетным направлением во всем мире. Музыка в дошкольном возрасте – источник особой детской радости.
Ребенок открывает для себя ее красоту, волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности он раскрывает свой творческий потенциал.
Взрослым необходимо заметить, выделить интересы ребенка, его тягу и способности к тому или иному виду деятельности, а также создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей. Эта задача должна решаться родителями и педагогами в процессе становления личности ребенка еще до его рождения. Знакомить малыша с музыкой необходимо также профессионально, продуманно, как и обучать его игре на музыкальных инструментах. Поэтому на современном этапе разработано множество методик и программ по приобщению ребенка к мировой музыкальной культуре для педагогов и родителей. Можно привести в пример следующие программы и методические разработки:
«Музыкальные шедевры» - программа по восприятию музыки О. П. Радыновой, «В мире музыкальной драматургии» - программа по ритмике Т. Ф. Кореневой (содержание этих программ основано на образцах мировой музыкальной классики), «Ритмическая мозаика» - программа по танцевальной ритмике А. И. Бурениной (эта программа основана как на классике, так и на современной инструментальной и детской музыке).
Для развития чувства ритма и музыкального слуха можно использовать известную методику Карла Орфа «Шульверк». Также возможно использование методических разработок опытного педагога, который будет заниматься с малышом.
Мне хочется отметить, что занятия музыкой – это не только обучение ребенка нотной грамоте и технике игре на инструменте. Это прежде всего занятия по развитию эмоций, чувств. А затем, на базе этих способностей, можно развить музыкальный слух и чувство ритма.
Безусловно, не все дети обладают данным природой музыкальным слухом. Однако, его можно развить путем постепенно усложняющихся упражнений. Но занятия музыкой с маленькими детьми имеют особенную специфику: они проводятся в движении, и обязательно в игре. Игра – ведущая деятельность дошкольника, поэтому все программы и методики обучения строятся на основе этого вида деятельности. На современном этапе таких методических разработок существует огромное количество. Это программы по слушанию музыки, ритмике, музыкально-игровой деятельности.
Такая музыкально-педагогическая дисциплина, как музыка помогает ребенку активизировать эстетическое восприятие через движение, пластику собственного тела. Этот вид занятий прививает ему осознанное отношение к музыке, помогает детям проявить их творческие способности.
Швейцарский музыкант – педагог Эмиль Жак – Далькроз (1865 – 1950), основоположник ритмики, отмечал неразрывную связь между движением и восприятием музыки. Педагогами доказано, что движение влияет не только на процессы восприятия, но и на умственное развитие в целом. Здесь применимо выражение «рука учит голову». Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев, уровень развития которой положительно влияет на развитие речи, памяти и т. д.. Мнение о том, что музыканты одинаково хорошо запоминают стихи и выполняют арифметические действия не лишено смысла, так как игра на инструменте предполагает одинаковое развитие правой и левой рук, что положительно отражается на процессе формирования обоих полушарий головного мозга.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что занятия музыкой будут одинаково полезны и тем детям, которые обладают математическим складом ума, и тем, кто склонен к гуманитарным предметам.
Чувство ритма, музыкальный слух, умение играть на музыкальных инструментах, петь – это не самые главные результаты занятий музыкой. Умение переживать характер и настроение музыкальных образов, эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства, как эталоны красоты – вот те качества, которые воспитатели и родители смогут привить ребенку в процессе музыкальной деятельности.