Роль музыки и танцев в развитии личности ребенка

В толковых словарях русского языка слово «музыка» обозначает «искусство,отражающее действительность в звуковых художественных образах.  Говоря иначе,  музыка – это не просто набор согласованных звуков,  а кладовая впечатлений и эмоций.  Слышать,  понимать гармонию этих музыкальных образов может только духовно-богатый человек,  поэтому, чем раньше мы начнем знакомить ребенка с ценностями мировой музыкальной культуры,  тем легче ему будет в будущем ориентироваться в океане звуков и мелодий.

Во все времена музыкальному воспитанию детей уделялось огромное внимание.  Обратимся лишь к одной дате:  в 1953 году при ЮНЕСКО была создана организация по музыкальному воспитанию детей,  юношества и молодежи.  И до сих пор музыкальное образование и воспитание ребенка является приоритетным направлением во всем мире. Музыка в дошкольном возрасте – источник особой детской радости.

Ребенок открывает для себя ее красоту,  волшебную силу,  а в различной музыкальной деятельности он раскрывает свой творческий потенциал.

Взрослым необходимо заметить,  выделить интересы ребенка,  его тягу и способности к тому или иному виду деятельности,  а также создать благоприятные условия для удовлетворения его интересов и потребностей.  Эта задача должна решаться родителями и педагогами в процессе становления личности ребенка еще до его рождения. Знакомить малыша с музыкой необходимо также профессионально,  продуманно,  как и обучать его игре на музыкальных инструментах.  Поэтому на современном этапе разработано множество методик и программ по приобщению ребенка к мировой музыкальной культуре для педагогов и родителей.  Можно привести в пример следующие программы и методические разработки:

«Музыкальные шедевры» - программа по восприятию музыки О. П. Радыновой,  «В мире музыкальной драматургии» - программа по ритмике Т. Ф. Кореневой (содержание этих программ основано на образцах мировой музыкальной классики),  «Ритмическая мозаика» - программа по танцевальной ритмике А. И. Бурениной  (эта программа основана как на классике,  так и на современной инструментальной и детской музыке).

Для развития чувства ритма и музыкального слуха можно использовать известную методику Карла Орфа «Шульверк». Также возможно использование методических разработок опытного педагога,  который будет заниматься с малышом.

Мне хочется отметить,  что занятия музыкой – это не только обучение ребенка нотной грамоте и технике игре на инструменте.  Это прежде всего занятия по развитию эмоций, чувств.  А затем,  на базе этих способностей,  можно развить музыкальный слух и  чувство ритма.

Безусловно,  не все дети обладают данным природой музыкальным слухом.  Однако,  его можно развить путем постепенно усложняющихся упражнений.  Но занятия музыкой с маленькими детьми имеют особенную специфику:  они проводятся в движении,  и обязательно в игре.  Игра – ведущая деятельность дошкольника,  поэтому все программы и методики обучения строятся на основе этого вида деятельности.  На современном этапе таких методических разработок существует огромное количество.  Это программы по слушанию музыки,  ритмике,  музыкально-игровой деятельности.  

Такая музыкально-педагогическая дисциплина,  как музыка помогает ребенку активизировать эстетическое восприятие через движение,  пластику собственного тела.  Этот вид занятий прививает ему осознанное отношение к музыке,  помогает детям проявить их творческие способности.

Швейцарский музыкант – педагог Эмиль Жак – Далькроз (1865 – 1950),  основоположник ритмики,  отмечал неразрывную связь между движением и восприятием музыки.  Педагогами доказано,  что движение влияет не только на процессы восприятия, но и на умственное развитие в целом.    Здесь применимо выражение «рука учит голову». Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев,  уровень развития которой положительно влияет на развитие речи,  памяти и т. д.. Мнение о том,  что музыканты одинаково хорошо запоминают стихи и выполняют арифметические действия не лишено смысла,  так как игра на инструменте предполагает одинаковое развитие правой и левой рук,  что положительно отражается на процессе формирования обоих полушарий головного мозга.

Анализируя вышесказанное,  можно сделать вывод,  что занятия музыкой будут одинаково полезны и тем детям,  которые обладают математическим складом ума,  и тем,  кто склонен к гуманитарным предметам.  

Чувство ритма,  музыкальный слух,  умение играть на музыкальных инструментах,  петь – это не самые главные результаты занятий музыкой.  Умение переживать характер и настроение музыкальных образов,  эмоционально воспринимать высокохудожественные произведения искусства,  как эталоны красоты – вот те качества,  которые воспитатели и родители смогут привить ребенку в процессе музыкальной деятельности.